ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема
религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения
сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную
составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно
оставить вне рамок школьной программы
без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.
Вопросы,
связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой
в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение,
поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с
социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы
вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на
религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан
России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание
основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших
культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных
проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В этой
связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса “Основы религиозных культур и
светской этики”, имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших
национальных духовных традиций - православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО КУРСА
Цель
комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” – формирование российской гражданской
идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основное
культурологическое понятие учебного курса – “российская религиозно-культурная традиция”. Его можно рассматривать
как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия “традиция”,
“религиозная традиция”, “культурная традиция”.
Новый предмет
призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами
российскую религиозно-кулыурную традицию, создать условия для приобщения к ней
российских школьников.
Отечественная
религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и
этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, “многоединство” – отражает культурную,
социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и
современного мира.
Отечественная
религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального
народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под
воздействие ряда факторов:
•
общая историческая судьба народов России, исповедующих
разные религии;
•
единое пространство современной общественной жизни, включающее
общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права,
менталитета, развитую систему межличностных отношений;
•
множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего
плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную
традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей
младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: “Основы православной культуры”, “Основы исламской культуры”,
“Основы буддийской культуры”, “Основы иудейской культуры”, “Основы мировых религиозных
культур”, “Основы светской этики”.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему
системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление
об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:
•
ориентации содержания всех модулей учебного курса на
общую педагогическую цель, определённую Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного,
творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и
культурных традициях многонационального народа России;
•
педагогического согласования системы базовых национальных
ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
•
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного
курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык,
литература, история и др.);
•
педагогической организации общего культурно-исторического
контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу
многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство
современной государственной и гражданской
жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические
ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
•
ориентации учебного содержания на совместное осмысление
педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной
ценностно-смысловой сферы младших подростков;
•
единых требований к результатам освоения содержания
учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных
связей педагогически
моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических
основах. Сама национальная духовность в многообразия и глубине составляющих ее
религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это
введение в религиозно-культурную традицию России,
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс
“Основы
религиозных культур и светской этики” изучается в объёме 1 ч в неделю во втором
полугодии 4 класса и 1 ч в неделю в первом полугодии 5 класса или в объёме 2 ч
в неделю в IV четверти 4 класса, 2
ч в неделю в I четверти в 5 классе.
Основные
содержательные модули курса:
·
Основы православной культуры.
·
Основы исламской культуры.
·
Основы иудейской культуры.
·
Основы буддийской культуры.
·
Основы мировых религиозных культур.
·
Основы светской этики.
Каждому
обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей
(законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное
учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также
собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно
определяет перечень модулей учебного курса.
В 5
классе предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе
изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают
возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой,
деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу
учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Образовательный
процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать
процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной
школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на
ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Задачами
учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” являются:
§
обеспечение условий для усвоения обучающимися
приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных
ценностей, моральных норм;
§
знакомство обучающихся с культурно-историческими основами
традиционных религий и светской этики в России;
§
развитие представлений младшего подростка о значении
нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
§
обобщение
знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных
обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Учебный
курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции
и сущностно связанная с ними этика, создаёт мировоззренческую и ценностную
основу для интеграции
разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять
и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные
приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс
создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного,
самобытного феномена мировой культуры: понимания религиозного, культурного
многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение
учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
§
понимание значения духовности, нравственности, морали,
морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
§
знание основных норм светской и религиозной морали,
религиозных заповедей: понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
§
формирование первоначальных представлений об исторических
и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
§
формирование уважительного отношения к традиционным
религиям и их представителям;
§
формирование первоначального представления об отечественной
религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
§
знание, понимание и принятие личностью ценностей:
Отечество, семья, религия – как основы традиционной культуры многонационального
народа России;
§
укрепление веры в Россию;
§
укрепление средствами образования духовной преемственности
поколений.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение
детей по учебному курсу “Основы религиозных культур и светской этики” должно быть направлено на
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания.
Требования
к личностным результатам:
- формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа
мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,
отказ от деления на “своих” и “чужих”, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
- принятие и освоение
социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
- развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие
этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования
к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок: понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний
в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную: излагать
свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно
решать
конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение
общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования
к предметным результатам:
- знание,
понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной
традиции многонационального народа России;
- знакомство с
основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России;
- общие представления
об исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности; формирование первоначального представления об отечественной
религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
- осознание ценности
человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
“ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ”
Учебный
курс “Основы религиозных культур и светской этики” представляет собой единый комплекс структурно и
содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: “Основы православной
культуры”, “Основы исламской культуры”, “Основы иудейской культуры”, “Основы
буддийской культуры”, “Основы мировых религиозных культур”, “Основы светской этики”.
Каждый
учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям
и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету,
который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание
каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных
ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками
(разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей.
Содержательные
акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в
жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции
многонационального народа России.
Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 и 5 классах,
дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль
“Основы православной
культуры”
Россия –
наша Родина.
Введение
в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане.
Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная
культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции.
Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь
к ближнему.
Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Спаситель.
Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм
и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной
культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное
искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и
уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль
“Основы исламской
культуры”
Россия – наша Родина.
Введение
в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель
нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка
Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности.
Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики.
Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как
устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья
в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама:
сотворение
добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству,
миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза
учения в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и
особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь
и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль
“Основы буддийской
культуры”
Россия –
наша Родина.
Ведение
в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира.
Добро и зло. Ненасилие и доброта. Любовь к человеку
и ценность жизни. Милосердие и сострадание. Отношение к природе. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Основы буддийского Учения
и этики. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийский
храм. Буддийские святыни. Буддийский
календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские сооружения.
Буддийские ритуалы.
Любовь
и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Учебный модуль
“Основы иудейской
культуры”
Россия –
наша Родина.
Введение
в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. “Золотое правило Гилеля”.
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа.
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Получение Торы на горе
Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение
синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения
в иудаизме. Добро и зло. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие
в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир:
знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарём: его устройство
и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной
жизни в иудейской
традиции. Праматери еврейского народа.
Любовь
и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального парода России.
Учебный модуль
“Основы мировых
религиозных культур”
Россия –
наша Родина.
Культура
и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга
религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. Тора, Библия, Коран.
Хранители
предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях
мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним
разных религий.
Любовь
и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Учебный модуль
“Основы светской
этики”
Россия – наша Родина.
Культура
и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных
отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные
праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в
культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести.
Джентльмен и леди.
Государство
и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника
Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства.
Что значит “быть нравственным” в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и
достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика
создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона
костюма. Школьная форма – за и против.
Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и
уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.